Требования к планированию воспитательских занятий. 

Каждое занятие воспитателя – это общение ребёнка с взрослым, в ходе которого он усваивает или не усваивает информацию, навыки и поведенческие умения, принимая или отторгая манеру поведения самого взрослого. Именно поэтому роль воспитательских занятий очень велика, т.к. на них очень не простой ребёнок учится общаться, формирует свой стиль поведения.
На сегодня воспитателю предоставлен выбор: строго регламентированное, чётко структурированное занятие или общение, в ходе которого целенаправленно решаются те или иные задачи. Главное – чтобы любая форма общения была результативной, т.е. ребёнок что-то приобретает от этого общения.
1. Каждое занятие должно быть единицей, частью системы воспитательного процесса, осуществляемого конкретным воспитателем. Каждому воспитателю необходимо теоретическое обоснование своей работы. А его работа – это личность воспитанника, поэтому необходимо знать, что такое «личность» и по каким направлениям с ней можно работать.
2. Все занятия воспитателя должны быть связаны между собой цепочкой последовательно отрабатываемых моделей поведения воспитанников.
3. Каждое занятие должно проходить в атмосфере партнёрского сотрудничества, душевного комфорта, участия.
4. Любая форма воспитательского занятия должна иметь целевые установки: дидактическую, коррекционную, воспитательную.
• Дидактическая цель – это то, что воспитатель должен формировать у детей;
• При формировании воспитательной цели акцент следует делать на личность, поведение, характер.
• Коррекционная задача должна чётко ориентировать воспитателя на развитие способностей ребёнка, на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приёмами.
Планируя занятие, необходимо продумать, какой психический процесс будет наиболее задействован в ходе занятия. Именно на эти процессы и надо ориентироваться, формулируя коррекционную задачу, т.к. по этим психическим процессам «потечёт» информация, поэтому именно эти каналы надо «прочистить», т.е. поупражнять их в приёме информации.
5. Структура занятия; его план и логика; преемственность этапов и последовательность включения воспитанников в упражнения по степени нарастающей сложности.
Каждое занятие должно состоять из нескольких блоков, этапов, в ходе которых воспитатель решает дидактическую задачу, подчинённую общей цели занятия:
• Организационный момент. Цель – настроить на деятельность (упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия).
• Актуализация опорных знаний. Цель – выявить уровень представлений, образов изучаемого предмета (беседа).
• Введение в новую тему.
• Изучение нового материала. Цель – дать новые знания.
• Закрепление. Цель – выявить степень понимания нового материала (обобщающая беседа, программированные задания).
• Итог.
6. Методы и приёмы работы воспитателя – это арсенал средств, при помощи, которых он добивается решения дидактической и коррекционной задачи. Комбинировать методы и приёмы надо так, чтобы происходила смена видов деятельности, менялся доминантный анализатор, чтобы в работе попеременно были задействованы все анализаторы (отвечают – слушают – делают).
7. Стили общения в ходе занятия:
• Комментарии, высказывающие положительные эмоции, установки, стимулирующие интерес.
• Такт воспитателя.
• Психологический климат в группе.
• Самоорганизация воспитателя.
8. Учёт возрастных особенностей, ведущей деятельности.