Коррекционно-воспитательные цели в обучении и воспитании детей с отклонением в развитии

Общая и главная задача вспомогательной школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труда. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальной адаптации.
Личность ребёнка формируется не только под влиянием объективных факторов. В наибольшей степени формирование и развитие личности обеспечивает система педагогического воздействия, в частности целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность. Любое воспитательное мероприятие во вспомогательной школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корректирующее влияние на личность воспитанника. Коррекционное влияние воспитательной работы наиболее эффективно, когда она ориентирована на развитие у умственно отсталых детей высших психологических функций, логического мышления и на формирование мотивов их практической деятельности.
Прочтите конкретный перечень коррекционно-воспитательных целей, которые необходимо знать для успешного процесса воспитания и обучения умственно отсталых школьников. Эти цели затрагивают все психические процессы (все стороны психики) ребёнка.
Коррекция мышления.
1. Развивать умение делать словесное логическое обобщение.
2. Учить выделять главное, существенное.
3. Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.
4. Упражнять в распознавании сходных и отличительных признаков.
5. Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.
6. Учить выделять из общего частное.
7. Учить делать выводы.
8. Учить применять правила при выполнении упражнений.
9. Учить выделять сходства и различия.
10. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательность умозаключений.
11. Развивать целенаправленность в работе.
12. Развивать последовательность мышления.
13. Учить строить умозаключения.
Коррекция памяти.
1. Работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи сознательного запоминания.
2. Совершенствовать быстроту запоминания и точность восприятия.
3. Работать над формированием личностных мотивов запоминания, умением учащихся создавать установку на длительное и прочное запоминание.
4. Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
5. Формировать полноту воспроизведения материала, умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близкий к тексту.
6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировки, умение давать полный, краткий ответ).
7. Работать над умением устанавливать причинно-следственные связи между отдельными фактами и явлениями.
8. Совершенствовать «перенос» опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
9. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
10. Работать над увеличением объёма памяти.
11. Развивать словесно-логическую память.
12. Тренировать образную память.
13. Развивать зрительную память.
Коррекция ощущений, восприятий, представлений.
1. Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала, обогащение чувственного опыта учащихся.
3. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, величине.
4. Развивать подвижность, увеличение объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий.
5. Работать над развитием кинестетических восприятий (осязательных).
6. Работать над увеличением поля зрения.
7. Расширять зону ясного восприятия.
8. Умение устанавливать связи между видимыми и соседними объектами.
9. Развитие глазомера.
10. Совершенствование точности восприятия.
11. Формирование активности восприятия.
12. Учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия. Выделять существенные признаки предметов.
13. Корректировать искажённые представления о жизни, природе, обществе.
Коррекция внимания.
1. Формировать навыки самоконтроля.
2. Приучать учащихся проверять правильность собственных действий (следить за собственной речью).
3. Воспитывать целенаправленное внимание.
4. Развивать быстроту переключения внимания.
5. Учить распределять внимание, увеличивать объём внимания.
6. Развивать силу внимания (не замечая посторонних раздражителей).
7. Воспитывать целевое внимание.
Коррекция самооценки.
1. Формировать навыки потребности в труде, в общей оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других.
2. Устранять навыки не критичности, пониженной самооценки.
3. Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.
4. Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом.
5. Формировать адекватный уровень притязаний.
6. Воспитывать позитивное отношение к критике, корригировать отрицательные реакции на замечания.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
>1. Воспитывать самостоятельность в принятии решений.
2. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности и формировать стремление добиваться результата, доводить начатое дело до конца.
3. Вырабатывать умение преодолевать трудности.
4. Развитие критичности, корригировать безудержность непреодолимых желаний.
5. Воспитывать умение руководствоваться не только ближними, но и далёкими мотивами.
6. Воспитывать чувство коллективизма, уважение к старшим, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учёбе, труде.
7. Формировать адекватность чувств.
8. Формировать высшие духовные чувства (совесть, долг).
9. Расширять и совершенствовать круг культурных потребностей детей.
10. Предупреждать возникновение дурных привычек.
11. Вырабатывать положительные привычки поведения.
12. Воспитывать честность, трудолюбие, дисциплину.
Коррекция речи.
1. Формировать фонематический слух.
2. Совершенствовать слуховое восприятие.
3. Развивать функции фонематического анализа.
4. Развивать импрессивную сторону речи (понимание речи).
5. Развитие экспрессивной стороны речи (воспроизведение).
6. Формировать коммуникативную функцию речи (как средство общения).
7. Формировать диалогическую речь.
8. Преодоление речевого негативизма.
9. Восприятие интересам к занятиям, позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.
10. Расширение активного словаря.
11. Совершенствовать грамматический строй речи.
12. Учить строить предложения по признаку сочинения и подчинения.
13. Вырабатывать привычку слухового контроля.
14. Учить различным видам пересказа (полный, краткий, выборочный).