II. Принципы коррекционно-развивающей работы.

Медленно читающий, долго думающий ребенок, с недостаточно развитой памятью, как правило, не способен сосредоточиться на задании, выслушать его до конца, вдуматься в его суть. Это влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: на уроке математики он не понимает условие задачи, т.к. не услышал ее текст полностью; на уроке русского языка он допускает ошибки, пропуски букв, их перестановки, не дописывает до конца слова и фразы и т.д.
При составлении упражнений необходимо учитывать факторы функционального развития ребенка и его возрастных возможностей. Они содержат разнообразные виды деятельности со сменой доминантного анализатора. Преодоление трудностей при выполнении конкретного задания будет способствовать развитию межанализаторных связей, что создаст у детей индивидуальную систему отработки информации и выработает навыки переноса ее в новую ситуацию.
Коррекционно-развивающие упражнения логически связаны друг с другом. Таким образом, существует строго определенная последовательность выполнения заданий, менять которую нельзя.
По типу задания могут быть разделены на дидактические и игровые. Необходимо включать ребенка в занятие, организовав работу так, чтобы он обязательно добился успеха.
Обязательна при выполнении заданий совместная деятельность взрослого и ребенка, поэтому коррекционно-развивающая работа должна протекать в форме диалога.
Задача взрослого — настроить ребенка на занятие, объяснить его цель, создать положительную мотивацию, оказать необходимую поддержку и стимулировать активность.
Функции, которые выполняет взрослый при проведении коррекционно-развивающей работы, сводятся к следующему:
- объяснять;
- помогать;
- контролировать.
При развернутом сотрудничестве ребенка со взрослым в процессе коррекционно-развивающей деятельности объясняемые, проговариваемые способы выполнения заданий превращаются во внутренние (умственные) процессы мышления. В этом переходе и состоит интеллектуальное развитие ребенка.

Общие рекомендации по проведению занятий.

Приступая к занятиям, помните об условиях, которые обеспечат успех в работе с ребенком:
1. Заниматься рекомендуется ежедневно, в первой половине дня.
2. Проводить занятия следует систематически.
3. Продолжительность работы должна составлять 30 минут. Увеличивать это время нецелесообразно, т.к. в противном случае ребенок устанет, эффективность работы снизится, что приведет к снижению мотивации.
4.Общим правилом проведения любой коррекционно-развивающей работы является доброжелательность. От эмоциональной обстановки во многом зависит эффективность занятия. Особенно это важно на начальных этапах.
5. Положительный результат повышает настроение ребенка, развивает его познавательную активность.
6. Инициатива должна исходить от ребенка.
7. Начинать работу рекомендуется с ознакомительной беседы, в которой детям сообщаются цели проводимых занятий, а также их периодичность, продолжительность, способы работы, формы поощрения.
8. Навык чтения успешно формируется только при условии, что все печатные материалы дети читают самостоятельно.
9. В процессе работы допустимы любые вопросы со стороны детей и дополнительные пояснения со стороны взрослого. Взрослый в процессе совместной деятельности с ребенком помогает ему при выполнении коррекционно-развивающих заданий, контролирует и оценивает правильность их выполнения.
10. Переходить к каждой следующей части нового материала следует только в том случае, если предыдущий был усвоен.
Максимальный эффект в реализации имеющихся у ребенка возможностей достигается лишь в том случае, если применяемые методы, средства и формы обучения, принципы развития и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста и с учетом индивидуального развития ребенка, что делает коррекционную работу не только более эффективной, но и действительно развивающей.

Статья подготовлена Е.В. Копыловой