I. Понятие об умственной отсталости и характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности, которое возникает на основе поражение центральной нервной системы. Характерной особенность данного дефекта является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом.
Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.
Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические заболевания матери. Пагубно сказываются на развитие плода курение, алкоголизм, неправильное питание, психические и физические травмы матери, перенесенные во время беременности. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.
Умственно отсталые лица – это разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло до становления речи. В этом случае ставится диагноз умственная отсталость.
Умственная отсталость – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы. По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три основных группы умственной отсталости: легкая, умеренная, глубокая.
Легкая умственная отсталость. Такие дети позже начинают ходить, говорить, физически слабы, часто болеют, мало интересуются окружающим, общение со сверстниками затруднено. Они способны ориентироваться в практических ситуациях, охотно включаются в трудовую деятельность.
Умеренная умственная отсталость. При этой форме поражена кора больших полушарий головного мозга. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться, сидеть. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, нарушено звукопроизношение, страдает моторика. Познавательные возможности резко снижены. Эти дети неспособны к самостоятельному понятийному мышлению. Понимание речи на бытовом уровне. Но они вполне обучаемы, они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, научиться какому-либо ремеслу. Не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
Глубокая умственная отсталость. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. У них проявляется неадекватная реакция на окружение, позднее появление лепета, навыков стояния, ходьбы. Им недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается очень медленно и ограниченно, иногда не развивается вообще. Такие дети имеют нарушения моторики. У них трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, часто не формируются вообще. Дети с глубокой умственной отсталость так же как и остальные способны развиваться. Могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевыми или безречевыми), расширять свои представления об окружающем мире.