Кейс-метод в профилактике правонарушений.

В своей работе по профилактики правонарушений и самовольных уходов мы применяем новый метод – кейс –метод.

Кейс – это описание реальной ситуации

Кейс – это «кусочек» реальной жизни

Кейс – это события реально произошедшие в той или иной сфере деятельности

Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»

Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Воспитанникам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

При работе с конкретной ситуацией происходит погружение воспитанников в определённые обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и её сути.

Метод выступает как технология коллективного обучения. Интегрирует в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального формирования личностных качеств обучаемого. Этот метод может без проблем быть соединён с другими методами обучения.

Главное предназначение кейсов – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

Преимущества кейс-технологии:

  • дает знакомство с реальной жизнью;
  • заставляет углубиться в процесс принятия решений;
  • тренирует остроту реакции воспитанника на проблемы;
  • дает аналогии;
  • развивает умение доказывать или аргументировать;
  • позволяет выявить тенденции и закономерности, наиболее личные ситуации;
  • помогает формировать стратегическое мышление, коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков

 

Три аспекта кейс-метода:

 

 Во-первых – это специфический метод обучения, позволяющий «оживить» занятие, так как заложенные в кейсе актуальные проблемы довольно сильно воздействуют на эмоциональную сферу, развивая интерес и мотивацию к познанию. Как правило, на занятиях с применением ситуационного анализа почти нет «пассивных» воспитанников.

Во-вторых, анализ ситуаций позволяет созидательно думать и действовать.

В третьих, кейс-метод может выступать инструментом творческой деятельности , связанной с проектированием и разработкой кейсов.

Основная задача этого метода состоит в поиске проблемы и понимании ее сути, лишь затем рассматривается решение.

Ядро этого метода — принятие решений в условиях недостаточности информации.

В этом варианте кроме описания ситуации предоставляется в распоряжение вся существенная информация, приводятся принятые решения, которые анализируются и подвергаются критической оценке, предлагается разработать собственное решение.

 

Структура кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором. Вопросы, задания, алгоритм анализа. Приложения.

Типы кейсов

  • Кабинетные (Фрагменты из художественных произведений, публицистики, оперативной информации из СМИ).
  • Статистические данные. Фрагменты художественных и документальных фильмов.
  • Полевые кейсы. Исповеди реальных лиц.

Требования к кейсу

  • Актуальность.
  • Соответствие возрасту и особенностям детей.
  • Доступность для понимания.
  • Законченность ситуации.
  • Наличие проблемы.
  • Алгоритм анализа