«Дышим ровно» (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)

 

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьми. При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.

 

Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно- сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.

 

Значение дыхательных упражнений

 

  • Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах.

Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.

  • Восстановление правильного дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения, препятствует разрастанию аденоидов.
  • Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов.
  • Носовое дыхание (также рефлекторно) способствует регуляции мозгового кровообращения.
  • Нормализация прикуса и формирование правильной осанки улучшают функционирование органов дыхания

 

Основные правила выполнения дыхательных упражнений

 

  1. Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием (так как они сами по себе несут оздоровительный эффект).
  2. Концентрация на их выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.
  3. Темп выполнения - медленный, что позволит обогатить организм кислородом.
  4. Вдох выполняется всегда только носом.
  5. Упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения.
  6. Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в1,5 – 2раза).
  7. Дыхательные упражнения выполняются только в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
  8. Хорошо потянитесь всем телом перед выполнением дыхательных упражнений.
  9. Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.

 

  1. Дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день: утром и вечером.

 

  1. Основные позы дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы - параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука – на нижней части живота, а правая – сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием ).

 

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

 

  • принять позу и зафиксировать её;
  • расслабиться
  • сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения, обдумать его основные элементы;
  • сделать выдох;
  • выполнить дыхательное упражнение;
  • сменить позу; отдохнуть после упражнения. Дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачёва рекомендуются часто болеющим детям. В течении дня

выполняются 2-3 раза упражнения с озвученным выдохом или звуковые дыхательные упражнения (звуки «р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и др.

 

Упражнения на развитие дыхания по методике А.Н.Стрельниковой рекомендуются детям с частыми заболеваниями верхних дыхательных путей. Выполнение этих упражнений проводится по следующим правилам:

 

  • активный короткий вдох носом;
  • вдох выполняется одновременно с движением;
  • вдохи-движения выполняются в темпе марша;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • мысленно про себя считать (счёт по данной методике по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной);
  • дыхательная гимнастика и упражнения для коррекции осанки проводятся в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения - в умеренном или темпе марша.

 

В младшем и среднем возрасте дыхательные и звуковые упражнения сочетаются с общеразвивающими упражнениями для рук и плечевого пояса, туловища, имитационного, образно – подражательного характера.

 

 

Упражнения дыхательной гимнастики для детей

 

  • «Часики».И.П. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так» на выдохе (10 – 12 раз).

 

 

 

  • «Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.

 

  • «Петух» – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать                                                       ими по бедрам.  Выдыхая               произносить «ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.

 

  • «Каша кипит» – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох, опуская грудь и расслабляя живот – выдох.

При выдохе  громкое               произношение       звука «ш-ш-ш».

  • «Паровоз» – ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух- чух». Повторять в течении 20-30 секунд.

 

  • «На турнике» – стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой.

Поднять палку вверх, подняться на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф» 3- 4 раза.

 

  • «Насос» – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с»! Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону 6 – 8 раз.

 

  • «Регулировщик» – стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р» 4 –5 раз.

 

  • «Летят мячи» - стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х» 5 – 6 раз.

 

  • «Вырасти большой» - встать прямо ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х» 4 –5 раз.

 

  • «Лыжник» – имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

 

  • «Гуси летят» – медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у» 1 –2 минуты.