Мир особого ребёнка

Формирование профессиональных предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта - одна из важных задач детских домов- интернатов. Ежегодно покидая стены интернатов, где им было комфортно, немногие подростки определяются с правильным выбором профессии, которой они могут овладеть. Для решения данной проблемы важна ранняя организация системной профориентации на начальных этапах коррекционной работы. Необходимо формировать уровень адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда.

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме позволил мне сделать следующие выводы:

  1. Профессиональная ориентация детей с нарушениями интеллекта- длительный процесс, охватывающий значительный период воспитания и обучения. Результатом, которого выступает сформированность профессиональных предпочтений.
  2. Трудности формирования профессиональных предпочтений детей и подростков с нарушением интеллекта связаны с бедностью их жизненного опыта, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов; неадекватностью самооценки: им трудно самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями; ограниченностью представлений о профессиях.
  3. Профориентационная деятельность должна начинаться на ранних этапах воспитания. Цель профориетационной работы с воспитанниками с нарушением интеллекта, по мнению, Елены Михайловны Старобиной (руководитель отдела проблем и психологической реабилитации инвалидов)- их элементарное профессиональное просвещение. Соответственно, задача профориентационной работы на таком важном занятии как развитие речи- познакомить ребят с профессиями и привить уважение к различным видам труда.

В начале своей работы я поставила цель: разработать календарно-тематический план и методический комплекс, направленный на формирование первичных профессиональных предпочтений у детей и подростков с нарушением интеллекта.

Объект: профориентационная работа на занятиях развития речи.

Предмет: профориентационная работа на занятиях развития речи как средство социальной активности и адаптации детей и подростков с умственной отсталостью.

Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы в психологической и педагогической литературе;

2) исследовать профессиональные предпочтения у детей и подростков с нарушением интеллекта;

3) составить календарно- тематический план и методический комплекс, направленный на формирование первичных профессиональных предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта на занятиях развития  речи;

4)  проверить эффективность проведенной работы.

Для определения особенностей профессиональных предпочтений  у воспитанников с нарушением интеллекта было проведено анкетирование «Хочу. Могу». детям было предложено 2 вопроса, даны варианты ответов, так же они могли назвать свой вариант.

В ходе анкетирования установлено, что профессиональные предпочтения анкетируемых двух групп имеют некоторые отличия. Результаты анкетирования представлены на слайдах. Так дети первой группы склонны к неосознанному выбору профессий, отдают предпочтения специальностям, ставшим популярными в современном обществе под влиянием СМИ, кино, различных программ(модель, артист, пилот, капитан). Для мальчиков и девочек притягателен романтизм выбранных профессий. И те и другие в силу своих возрастных особенностей, низкой информированностью, несформированностью представлений  о мире профессий, не соотносят свои желания, потребности с возможностями.

Профессиональные предпочтения девочек и мальчиков второй группы обозначены на слайдах. Уровень притязаний и самооценка отличаются от первой обследуемой группы. Если первая выбирали для себя, в основном недоступные специальности, то среди воспитанников второй группы такой выбор сделали только треть.

Эти отличия результатов анкетирования двух групп обследуемых детей, я связываю с тем, что в работе с этой группой много внимания уделяется профессиональной работе, проводятся различные мероприятия, посвященные профессиям.

Исходя из результатов, можно отметить, что в целом профессиональные предпочтения воспитанников с нарушением интеллекта неполноценны, что объясняется как не точными, искаженными представлениями о той или иной профессии, требованиях к человеку, осваивающему ее, так и неадекватной оценкой своих возможностей, мною был проведен следующий этап педагогической работы.

Был составлен календарно- тематический план с содержанием профориентационной работы; разработан методический комплекс, направленный на формирование первичных профессиональных предпочтений.

В проводимой профориентационной работе я руководствовалась как принципами, обозначенными педагогами специального образования (Ольга Валерьевна Акимовой), так и исследователями данного направления, в общем (Алла Санджиевна Мутыровой). Данные принципы обозначены на слайде.

В соответствии с темами и содержанием занятий развития речи, были отобраны и рассмотрены на них профессии, которые представлены на слайде. В процессе работы выяснилось, что дети имеют нечеткие, размытые представления о мужских и женских профессиях.

Формирование первичных профессиональных предпочтений проходило через разнообразные методы и приемы работы, рассмотрим некоторые из них и я приведу примеры.

В своей профориентационной работе применяла имитационные игры в соответствии с классификацией и рекомендациями Николая Сергеевича Пряжникова (автор методов по профессиональному самоопределению) с адаптацией к возрасту и уровню психологического развития воспитанников.

Так из четырех типов имитационных игр, предложенных Н.С.Пряжниковым, я выбрала только игры второго типа. Игры второго типа – это игры, моделирующие профессиональную деятельность или ее отдельные элементы, чаще всего- профессиональное общение. Они позволяют решать задачи трудового обучения и воспитания, знакомства с особенностями тех или иных профессий.

Так же на занятиях развития речи использовала ролевую игру «Профессия», где один воспитанник -  журналист, а другой – представитель той или иной профессии.

      -Что самое трудное в вашей профессии?

      -Чем привлекает вас ваша профессия?

      -Каких результатов вы достигли в своей деятельности?

      -Какие качества необходимы людям вашей профессии? И т.д.

Воспитанники в процессе не только отвечают на вопросы журналиста, но и общаются между собой как представители одной профессиональной отрасли, дополняя, уточняя ответы друг друга.

          Широко использовалась беседа. Беседа была логически связана с изучаемым материалом, готовилась заранее. При проведении беседы о конкретной профессии использовала наглядные средства обучения- предметные и сюжетные картинки. Так же периодически беседа строилась с элементами игры.

Мини- рассказ о содержании профессии длился не более 3-4 минут, профессия представлялась максимально наглядно, с сопровождение фотографий, рисунков, орудий труда. Рассказ проводится на доступном и понятном языке и включал в себя такие моменты:

- история профессии (как менялся облик профессии);

- содержание труда;

- профессионально- важные качества;

- ограничения при работе по этой профессии;

- описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.

 Изучение некоторых произведений является своеобразным знакомством учащихся с миром профессий. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» воспитанники знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка.

В работе так же использовала Методику незаконченных предложений:

  1. Каждый человек должен трудиться, потому что…
  2. Труд должен приносить…
  3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …
  4. Моя будущая работа  требует…

Завершало работу мероприятие «Все профессии важны, все профессии нужны».

 Сравнивая результаты анкетирования «Хочу. Могу» первой и второй группы до и после проведенной работы, я выявила значительные различия в профессиональных предпочтениях детей.

В результате и у мальчиков, и у девочек была отмечена положительная динамика в расширении круга профессий, представления о которых в той или иной мере сформированы (дворник, строитель); умении выделять мужские и женские профессии; более уважительном отношении к различным видам труда; адекватном соотнесении своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к представителям той или иной профессии.

Так же после проведенной работы у большинства детей повысился интерес к изучению профессий, они с удовольствием просматривали фильмы о представителях той или иной профессии, обсуждали, читали книжки о них, рассматривали вырезки из журналов.

Таким образом, анализ данных, полученных на разных этапах работы, позволяет сделать вывод об эффективности разработанного методического комплекса, направленного на формирование первичных профессиональных предпочтений у воспитанников с нарушением интеллекта на занятиях развития речи.