Антикоррупционная политика

в областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания  «Братский детский дом-интернат для  умственно отсталых детей»

 

  1. Назначение документа

 

 

 1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – «Политика») является базовым документом областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

 (далее – «ОГБУСО БДДИ»), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм антикоррупционного законодательства РФ, работниками и иными лицами, которые могут действовать от имени Учреждения.

1.2. Антикоррупционная политика ОГБУСО БДДИ (далее – Антикоррупционная политика) разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», методических  рекомендаций по разработке и принятию областными и государственными учреждениями, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области мер по предупреждению и противодействию коррупции от  11.08.2015 г.

1.3. Настоящей Антикоррупционной политикой устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.4. Для целей настоящей Антикоррупционной политики используются следующие основные понятия:

Коррупция - злоупотребление служебным положением. Дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

 

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч.1 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.

Личная заинтересованность работника (представителя учреждения) - заинтересованность работника (представителя учреждения), связанная с возможностью получения работником (представителем учреждения) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.  

 

  1. Цели политики.

 

2.1. Политика отражает приверженность ОГБУСО БДДИ  высоким этическим стандартам ведения открытого и честного руководства  для совершенствования корпоративной культуры, следования лучшим практикам  управления и поддержания деловой репутации на должном уровне.  Цель политики – разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер по предупреждению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

 

2.2.  Для реализации указанной цели ОГБУСО БДДИ ставит перед собой задачи:

 - минимизировать риск вовлечения работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность.  

- обобщить, и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства РФ, которые могут применяться в ОГБУСО БДДИ;

 

- сформировать антикоррупционное создание у работников ОГБУСО БДДИ, единообразное понимание о непринятии коррупции в любых формах и проявлениях;

- установить обязанность работников соблюдать принципы и требования настоящей Политики;

- обеспечивать неотвратимость наказания за коррупционные проявления.

 

  1. Область применения и обязанности.

 

3.1. Все работники ОГБУСО БДДИ должны руководствоваться настоящей Антикоррупционной политикой, и неукоснительно соблюдать её принципы и требования.  

3.2. Директор отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Антикоррупционной политикой, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль.

3.3. Обязанности настоящей Антикоррупционной политики распространяются на  работников ОГБУСО БДДИ, находящихся с ним  в трудовых отношениях независимо от занимаемой должности, а также  лиц, работающих на основе гражданско-правовых договоров, если соответствующие положения включены в текст этих договоров.

3.4. Обязанности работников учреждения в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех работников учреждения или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.  

3.5. Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции следующие:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени учреждения;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени учреждения;  

- незамедлительно информировать директора ОГБУСО БДДИ,  непосредственного руководителя или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;  

- незамедлительно информировать директора ОГБУСО БДДИ, непосредственного начальника или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики, о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками учреждения, контрагентами учреждения по договорам или иными лицами;

- сообщить директору, непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

3.6. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в учреждении:  

- руководства учреждения;

- лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;

- работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками;

- лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит.

3.7. Общие и специальные обязанности включаются в должностные инструкции работников. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в должностной инструкции работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания за их неисполнение.  

С  учетом изложенного, всем работникам ОГБУСО БДДИ строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать и получать взятки или совершать платежи для улучшения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и организациям или от каких-либо лиц и организаций, органов власти и самоуправления, государственных служащих, частных компаний и их представителей.

ОГБУСО БДДИ заявляет о том, что ни один работник не будет, подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен  премии), если он сообщит о предполагаемом факте коррупции, либо если он откажется дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у него возникает упущенная выгода или не будут получены коммерческие и конкурентные преимущества.

 

 

  1. Применимое антикоррупционное законодательство.

 

Работники ОГБУСО БДДИ должны соблюдать нормы Российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет коммерческого подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.  

 

  1. Ключевые принципы.

Система мер противодействия коррупции в ОГБУСО БДДИ основываются на следующих ключевых принципах:

  1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.

Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договором, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к учреждению.

  1. Принцип личного примера руководства.

Ключевая  роль руководства учреждения  в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения  и противодействия коррупции. Директор, заместитель директора по хозяйственной части, заместитель директора по медицинской части, заместитель директора по РВР, главный бухгалтер, начальник кадрово-правовой службы, заведующий  отделением психолого-педагогической помощи, заведующий  отделением социально-консультативной помощи, начальник  хозяйственного отдела ОГБУСО БДДИ должны формировать этический стандарт  непримиримого отношения  к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением  и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех работников.

  1. Принцип вовлеченности работников.

Информировать работников ОГБУСО БДДИ о положениях антикоррупционных стандартов и процедур.

  1. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур  риску коррупции.

 Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения учреждения, его руководителей и работников в деятельности данной организации коррупционных рисков.

  1. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

Применение в ОГБУСО БДДИ таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.

  1. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников учреждения вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений  в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства ОГБУСО БДДИ за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

  1. Принцип открытости.

Информирование контрагентов, партнеров и общественности опринятых в учреждении антикоррупционных стандартов  ведения деятельности. ОГБУСО БДДИ  размещает настоящую Антикоррупционную политику   в свободном доступе на официальном сайте в сети Интернет, открыто заявляет о непринятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей антикоррупционной политики всем контрагентам, своими работниками и иными лицами.

  1. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Регулярное осуществление  мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их использованием.

 

  1. Подарки и деловое гостеприимство.

 

 6.1. Подарки, которые работники от имени ОГБУСО БДДИ могут предоставлять другим лицам и организациям, либо которые работники, в связи с их работой в ОГБУСО БДДИ, могут получать от других лиц и организаций, а также расходы на деловое гостеприимство, которые могут нести работники от имени ОГБУСО БДДИ, должны одновременно соответствовать пяти указным ниже критериям:

- быть прямо связаны с законными целями деятельности ОГБУСО БДДИ, например, с общенациональными праздниками (Новый год, 8 марта, 23 февраля, день рождения ОГБУСО БДДИ, День социального работника);

- быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши. Стоимость подарка не может превышать трех тысяч рублей, при этом  расходы должны быть согласованы с директором  ОГБУСО БДДИ;

- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;  

- не создавать репутационного риска для ОГБУСО БДДИ, работников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;

- не противоречить принципам и требованиям настоящей Антикоррупционной политики, Кодекса этики и служебного поведения работников, другим внутренним документам ОГБУСО БДДИ и нормам применимого законодательства.  

6.2. Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой  ОГБУСО БДДИ, предоставляемые на выставках, открытых презентациях, форумах и иных представительских и маркетинговых мероприятиях, в которых официально участвует ОГБУСО БДДИ, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.

 6.3. Не допускаются подарки от имени ОГБУСО БДДИ, его работников и представителей третьим лицам в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, независимо от валюты.

 

 

 

 

  1. Участие в благотворительной деятельности и спонсорство.

 

7.1. ОГБУСО БДДИ может принимать участие в благотворительных проектах в качестве организатора (соорганизатора) мероприятия, направленного на привлечение денежных средств для оказания помощи детям-инвалидам, и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, информировать работников о проведении благотворительных мероприятий.

7.2. Работники  ОГБУСО БДДИ могут коллективно, от своего имени или анонимно участвовать в благотворительных акциях, перечисляя денежные средства для оказания помощи  детям-инвалидам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.  

7.3. ОГБУСО БДДИ не финансирует благотворительные и спонсорские проекты в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах.

 

  1. Участие в политической деятельности.

 

 8.1.  ОГБУСО БДДИ  не финансирует политические партии, организации и движения в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах.  

 

  1. Взаимодействие с государственными служащими.

 

 9.1. ОГБУСО БДДИ воздерживается от оплаты любых расходов за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения и т.п.

 

9.2. Следует учитывать, что взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении учреждения, связано с высокими коррупционными рисками. В связи с этим учреждению и  сотрудникам рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам:

- работникам ОГБУСО БДДИ следует воздерживаться от любого незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными служащими, реализующие контрольно-надзорные мероприятия;

- сотрудникам учреждения запрещено обещать предлагать и передавать проверяющим любые подарки, включая подарки, стоимость которых  составляет менее трех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ на учреждение налагаются меры административной ответственности в форме кратного штрафа за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

 

  1. Взаимодействие с работниками.

 

 10.1. ОГБУСО БДДИ требует от своих работников соблюдения настоящей Антикоррупционной политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.  

10.2. В ОГБУСО БДДИ организовано безопасное, конфиденциальное и доступное средство информирования руководства ОГБУСО БДДИ («горячая электронная линия») о фактах взяточничества со стороны лиц, оказывающих услуги в интересах коммерческой организации или от ее имени. По «горячей электронной линии» (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), в адрес директора ОГБУСО БДДИ могут поступать предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников и третьих лиц.

10.3. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми работниками специалистом по кадрам проводится ознакомление с положениями настоящей Антикоррупционной политики и связанных с ней документов, а для действующих работников проводятся периодические информационные мероприятия в очной и/или дистанционной форме.      В рамках формирования в надлежащего уровня антикоррупционной культуры, для работников проводятся периодические информационные семинары в очной и/или дистанционной форме, а также ознакомление с положениями настоящей Антикоррупционной политики и связанных с ней документов – для всех новых работников  ОГБУСО БДДИ.  

10.4.  ОГБУСО БДДИ проводит инструктивно-методические совещания, носящие специальный (целевой) характер. В этом случае осуществляется обучение работников, занимающих определенные должности, осуществляющих функции с высокой степенью коррупционных рисков либо участвующих в определенных антикоррупционных мероприятиях. Целью обучения является овладение каждым обучаемым приемами и навыками использования антикоррупционной политики и мероприятий на практике.  

10.5. Соблюдение работниками принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.  

 

  1. Взаимодействие с контрагентами

Для минимизации  и пресечения рисков вовлечения в коррупционную деятельность ОГБУСО БДДИ проводит проверку нетерпимости контрагентов  к взяточничеству, в том числе проверяет наличие у них собственных антикоррупционных мероприятий или политик, их готовность соблюдать требования Антикоррупционной политики, включать в договоры  антикоррупционные условия (ссылки), а также оказывать взаимное содействие для этического ведения бизнеса и предотвращения коррупции.

 

  1. Внутренний контроль и аудит, ведение бухгалтерских книг и записей.

 

12.1 Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для учреждений, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.  

Система внутреннего контроля и аудита учреждения  способствует  профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности учреждения. Реализует   такие задачи: как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности учреждения требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов учреждения. Для этого система внутреннего контроля и аудита  учитывает требования антикоррупционной политики, реализуемой учреждением.

 12.2. Все финансовые операции должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете ОГБУСО БДДИ, задокументированы и доступны для проверки.  

12.3. В  ОГБУСО БДДИ назначены работники, несущие персональную ответственность за подготовку и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в установленные применимым законодательством сроки.

12.4. Искажение или фальсификация бухгалтерской отчётности строго запрещены и расцениваются как мошенничество.

  1. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции.

  Сотрудничество с правоохранительными органами  проявляться в следующих формах:

  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

 

  1. Порядок пересмотра и внесения изменений в Антикоррупционную

политику ОГБУСО БДДИ.

 

14.1. В процессе работы должен осуществляться регулярный мониторинг хода выполнения и эффективности реализации антикоррупционной политики учреждения.   Должностное лицо, на которое возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, ежегодно представляет руководству учреждения соответствующий отчет. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, в антикоррупционную политику вносятся изменения и дополнения. Директор организует разработку и реализацию плана действий по актуализации настоящей Антикоррупционной политики.

14.2. Пересмотр принятой антикоррупционной политики проводится также в случаях внесения изменений в Трудовой кодекс РФ и законодательство о противодействии коррупции.

 

  1. Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) настоящей Антикоррупционной политики.

 

 15.1. Работники всех структурных подразделений ОГБУСО БДДИ, независимо от занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, а также за действия (бездействие) подчинённых им лиц, нарушающие эти принципы и требования.

15.2. Поскольку   ОГБУСО БДДИ может быть подвергнут санкциям за участие его работников, и иных лиц в коррупционной деятельности, то по каждому  обоснованному подозрению или установленному факту коррупции будут инициироваться служебные проверки в рамках, допустимых применимым законодательством.

15.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Антикоррупционной политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе  ОГБУСО БДДИ, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и трудовыми договорами.